2500+ километров на Trek Stache 5 2017.

+ -
+5

В этом велосипеде столько же смысла, сколько в масл-каре с семилитровым V8. Круто, вызывает вау-эффект, но если ты подойдёшь к нему с калькулятором, выйдет облом. Ты должен осознавать зачем оно тебе надо.

Люблю бессмысленные вещи.

Stache — один из самых противоречивых велосипедов. У него рекордно короткие перья и острый угол наклона подседельной трубы. Райдер сидит над задней втулкой и тем самым косплеит Porsche 911 с её мотором в жопе, из-за тяжести которого баланс веса смещён к задней оси. Поддай газку и разгруженный перед кидает зигу солнцу, лишая передние колёса сцепления с планетой Земля...

Trek Stache 5 2017.

В данной статье на примере долгосрочного опыта эксплуатации Trek Stache я попробую объяснить зачем оно надо и где подводные камни. Я приобрёл этот велосипед у официального дилера Trek в ноябре 2017 года и за пол-года успел намотать больше 2500 километров. Велосипед поездил по всем типам поверхностей от снега до железнодорожных насыпей и не видел только метровых дропов, которые я делать не умею. Велик кромсал лёд, утопал в снегу, месил говна, переходил вброд реку и в общем данная статья станет исчерпывающим ответом на вопрос "WTF?" для тех, кто сочувствует, но сомневается.

Bontrager Chupacabra 29x3.0 (60 TPI).

Project Weird.

История Stache началась в 2012 году, когда Trek открыл так называемый «Упоротый проект» ("Project Weird"), задуманный ради странной цели. Его смысл заключался в поиске физического предела длины задних перьев, причём ради этого можно было пренебречь всем, что делает велосипед велосипедом в привычном понимании этого слова. Его первенцем стала упоротая дичь с перьями 398 мм, которая могла ездить на покрышках 29х2.5", однако проблема выбора резины поставила вопрос ребром. Её нужно было воплотить своими силами, потому что большей не существовало. В том же году пионер фэтбайков Surly выпустил знаменитый Krampus — первый в истории монстр-трак с покрышками 29х3.0", созданными специально для этой модели и вскоре Trek разработал свою собственную.

Как это часто бывает, интеллектуальное большинство отреагировало вопросом "WTF?", однако те, кто рискнул попробовать новый формат, больше не смотрели назад.

Пришло время для 29+.

Для таких колёс не нужно дорог. Просто укажи направление.

Стоит заметить, что Surly — бренд скорее туристический, нежели фаново-парковый. Его предложения покрывают в основном потребности путешественников, долгоходов, любителей грузового байкпэкинга — в общем, специфической аудитории, в чьём списке требований поведение велосипеда находится не в первых числах. В отличие от Крампуса с его 446 мм перьями и модели ECR, чьи перья имеют длину 451 мм, Trek искал рецепт для геометрии аппарата, который мог управляться, поворачивать и мануалить, как агрессивный трейловый байк, только с большими колёсами.

Вот, что говорит про Stache старший менеджер Джон Райли:

— Мы разработали этот велосипед, чтобы фигачить. Он не предназначен для чайника или новичка. Игривый хардтейл для тех, кому нравится прыгать через препятствия, вваливаться в контруклоны и выстреливать на выходе из апекса на всех парах — это квинтэссенция удовольствия. Дополнительная плавучесть и сцепление позволяют совершать недоступные доселе вещи. 

Ребята, занятые в «Упоротом проекте», перепробовали уйму вариантов и экспериментальным путём определили, что если сделать перья короче 410 мм, задний треугольник становится чрезмерно жёстким. Причём настолько, что даже огромные покрышки не спасают от ударов в копчик.

В чёрном цвете Stache красив, а в фиолетовом ещё лучше. Семёрки 2016 года было не найти.

Теория, геометрия и габариты.

Внешний диаметр колеса 29х3.0" составляет больше тридцати с половиной дюймов. Чтобы поместить в задний треугольник такой огромный каток, нужно применить несколько хитростей. Подседельная труба получила глубокий изгиб, а нижнее перо пришлось переместить выше кареточного узла, иначе клиренса для передней звезды не оставалось.

Таким образом велосипед получил физическое ограничение на выбор трансмиссии: только 1х и никакой, даже теоретически-колхозной возможности прицепить передний переключатель. Он туда не станет из-за массивного основания пера Midstay и отверстия для проведения рубашки заднего переключателя. Поскольку на момент подготовки модели на рынке всё ещё царили двойные системы шатунов, ограниченные возможности трансмиссии 1х нужно было чем-нибудь скомпенсировать. Trek сделал своеобразный жест вежливости, позволяющий клиенту интерпретировать платформу 29+ на свой вкус: по желанию можно переместить заднюю ось на полтора сантиметра ближе к базе (Salsa потом скопипастила эту идею на свой карбоновый Woodsmoke).

Нижнее перо Midstay располагается выше каретки.

Слайдинговые дропауты Stranglehold позволяют сократить длину перьев с 420 до 405 мм, сконвертировать велосипед в синглспид или вообще повесить ременную трансмиссию Gates Carbon Drive. Нижнее перо Midstay располагается выше цепи и цепь не нуждается в протяжке сквозь задний треугольник. Это в свою очередь означает, что инженерный костыль в виде замка, разъединяющего раму, тоже перестаёт быть необходимым, если кому-то кровь из носу хочется попробовать ременную трансмиссию. Дропауты Stranglehold позволяют натягивать цепь/ремень, не прибегая к навесным натяжителям, а также обеспечивают изменение позиции колеса в пределах 15 мм, чтобы по желанию можно было покататься на покрышках 29х2.6", хотя смысла в этом мало. Я даже слышал про успешное использование катков 27.5+ на Stache, в чём уж точно смысла нет.

Кстати, Stache — один из немногих велосипедов, для которых производитель указывает не максимальную, а минимально допустимую толщину покрышки. При толщине катков меньше 2.6" кареточный узел опускается достаточно низко, чтобы собирать регулярные педалстрайки на порогах и корнях.

Борьба «плюсов».

Пока что есть мало компаний, которые разрабатывают велосипед и резину к нему в комплексе. Не просто свою собственную линейку покрышек, а именно покрышки под конкретную модель велосипеда. Две из них уже названы: это Surly и Trek.

Шины 29+ появились в 2012 году, на 2 года раньше, чем 27.5+. Однако, 29+ остаётся нишевым форматом с очень ограниченным выбором покрышек, в отличии от расползшегося, словно бактерии, 27.5+. Причина простая: для 29+ нужны особые вилки и особые рамы. А колесо 27.5+ можно воткнуть во многие найнеры без каких-либо капиталовложений и колхоза. 2.8" уж так точно.

Может звучать странно, но чтобы понять смысл формата 29+, без сравнения с 27.5+ не обойтись.

От грязи покрышки очищаются неплохо. От снега — не очень.

Внешний диаметр 27.5+ примерно равен диаметру покрышки 29х2.3". Большее пятно контакта снижает удельное давление на поверхность, благодаря чему улучшается сцепление, всепролазность и комфорт. Больший объём воздуха в колесе позволяет покрышке лучше поглощать вибрации от микропрофиля поверхности и плавнее обтекать препятствия. По логике покрышка 27.5+ должна банально меньше весить. Но так ли это?

Оказывается, не всё так просто. У большого количества покрышек 27.5+ боковина выше, чем у 29+. При энергичном вваливании в поворот покрышка подворачивается. Чтобы сделать её стабильнее, необходимо усилить боковину, а каким образом это достигается? Правильно: добавлением слоёв материала. В это трудно поверить, но многие покрышки 27.5+ весят больше, чем резина 29+.

Специалист по подвескам и мастермайнд «Упоротого проекта» Тэд Элсоп так описывает эту ситуацию:

— По идее, внешние диаметры у 27.5+ и 29х2.3" схожи, но чтобы достичь этого, нужно сделать боковину очень большой высоты. Если вы сдавите покрышку и замерите ширину между бортами, она окажется на 15 мм больше, чем у шины 29+ схожей ширины. Относительно обода покрышка 27.5+ имеет бóльшую высоту, чем 29+, и это объясняет, почему в наших тестах колёса 27.5+ ощущались куда как более нестабильными, по-фэтбайковски прыгучими и ко всему ещё и плохо вели себя в поворотах, если давление было низким. У покрышек 29+ боковина ниже, поэтому вы не ощущаете себя верхом на попрыгунчике.

Менеджер Крис Дрюс добавляет:

— Сейчас тема покрышек 27.5+ сродни фронтиру. Есть куча моделей большого объёма, с кучей грунтозацепов, с боковинами шире ширины самого протектора. Есть куча моделей, которые весят больше, чем 4-дюймовые покрышки для фэтбайка. В общем, здесь царит полный разброд. Должно пройти некоторое время, прежде чем рынок по-настоящему поймёт, что же это за штуковина — 27.5+, а это значит, что появится много хороших велосипедов данного формата, равно как и много отстойных.

По пескам Stache идёт хорошо, но уступит фэтбайку.

XR2 vs Chupacabra.

За разработку покрышек в компании Trek отвечает Фрэнк Стэйси, специалист, под чьим руководством была разработана Bontrager Chupacabra — самая лёгкая покрышка 29x3.0". Её вес не превышает 880 грамм.

Сравните с прабабушкой всех трёхдюймовых катков — покрышкой Nokian Gazzaloddi 26х3.0", которая одна (одна!) весила почти на килограмм больше.

Фрэнк Стэйси предпочитает не начинать проект с чистого листа, а подсмотреть, что предлагают конкуренты, сравнить с уже существующими решениями и затем начинать мозговой штурм. С таким подходом Chupacabra стала пересмотром устаревшей модели XR2 и прототипом для XR2 нового поколения.

Держите баклажку рядом на случай нападения Чупакабры. Она боится воды. 

— Мы определяем плюсы и минусы существующих покрышек как наших, так и конкурентов. Мы оцениваем свойства в ходе очень тщательного и сурового тестирования, которое включает в себя сотрудничество с профессиональными атлетами и любителями разного уровня подготовки. Мы уделяем внимание подъёму, торможению, управлению, качению, сцеплению, отклонению, подминанию боковины, поглощению (амортизирующим свойствам), антипрокольной защите и так далее.

И вот когда наши цели определены, мы приступаем к разработке двумерного макета. Сначала мы прорабатываем функциональные элементы: форму грунтозацепов, расстояние между блоками, способность к самоочищению, глубину протектора, поддержку блоков, вес и тому подобное. Перед окончательным результатом может пройти несколько ревизий и когда 2-D макет готов, мы приступаем к трёхмерному моделированию. Если всё идёт гладко, создаём прототип перед окончательной подготовкой матрицы к серийному производству.

Для колёс большого диаметра из-за увеличенной площади пятна контакта, мы уменьшаем шаг (количество повторяющихся рядов грунтозацепов) и иногда глубину протектора. Это позволяет сэкономить вес...

Чувствуете запах? Так пахнет буллшит. Нет, в методах Стэйси не врёт, но результат разочаровывает.

В Bontrager Chupacabra есть всё, о чём говорит гуру. Это действительно самая лёгкая покрышка формата 29+ на рынке.

Что бы ни говорила компания Panaracer, её модель Fat B Nimble лишь называется 3.0". Приложите штангенциркуль и поймёте откуда у японцев такие впечатляющие показатели веса (765 г).

Тест ширины, однако, проваливает и сама Chupacabra, которая будучи обутой в обода Sun Ringle Düroc 50 показывает около 2.92 дюйма от борта до борта. И это лишь верхушка айсберга.

Беззубая Чупакабра.

Созданная, чтобы катить легко и непринуждённо, Chupacabra делает это, полностью оправдывая своё назначение.

И на этом всё. Пришло время пинать фасад!

Лишь тот, кому нечего терять, осмелится ездить на этих шинах зимой.

В англоязычной лексике есть понятие "one trick pony", характеризующее вещь или человека, которая(ый) умеет делать хорошо только одно. Катит Chupacabra и впрямь чудесно. На асфальте и укатанном жёстком грунте ей не найдётся равных среди подобных. Но для такого способного байка, как Stache, этого мало.

Trek этого не афишировал, но факт: Chupacabra известна в двух вариантах грубым каркасом 60 TPI и с мягким каркасом 120 TPI. Обе в исполнении TLR. Она вынослива, долго не изнашивается, но не дай бог порвать боковину на камнях или зацепиться за арматуру! Изначальная цена на Chupacabra заставляла покрываться холодным потом даже американских стоматологов. Я выделю её в отдельный абзац.

Сто. Шестьдесят. Семь. Долларов. За штуку. Матерь божья!

Она держалась три года. К концу 2017 года Trek нарастил производственные обороты и это позволило сбросить цену до $95. Но вскоре бренд по-тихому провёл ребрендинг и Chupacabra теперь называется XR2 Team Issue. Цикл замкнулся, стали очевидны цели: на Chupacabra Trek обкатывал решения для своей будущей модели для ширнармасс. Купить в рознице ни Chupacabra, ни XR2 29x3.0" не представляется возможным, о чём говорит статус "Coming Soon" на официальном сайте. Soon — это завтра или через год?

Старт с места в глубоком снегу может затянуться на минуты.

Кто ездил на фэтбайке, знает, что фэт обладает собственной волей. Ты не просто наклоняешь велосипед в сторону поворота и удерживаешь руль от доворачивания как на любом другом велосипеде. Ты именно прикладываешь усилия, чтобы руль не отклонялся в ответ на наезд на препятствие. Поначалу от активной борьбы с рулём болят руки. Потом привыкаешь, подстраиваешь мышление, потому что процесс не интуитивный. Этот баг проистекает из ширины пятна контакта и чем профиль покрышки ближе к квадратному, тем сильнее этот эффект. Если ты ездишь на фэтбайке и не ощущаешь ничего подобного, значит, что покрышки на нём достаточно скруглены.

Явление лечится уменьшением радиуса покрышки в поперечном сечении. Её скругляют настолько, чтобы при движении она опиралась на поверхность не всей шириной протектора, а полоской центральной дорожки. Боковые грунтозацепы при этом должны быть выше, чем обычно, дабы при наезде траверсом не терялось сцепление.

Так вот, Bontrager сделал Chupacabra именно такой, только почему-то забыл про развитые плечевые блоки. Их высота едва ли больше блоков центрального ряда и поэтому они не работают.

Плечевые блоки протектора не сильно выше блоков центрального ряда.

Любой выезд из глубокой колеи заставляет подниматься дыбом волосы на жопе. Велосипед соскальзывает и лишь жёсткий укатанный грунт летом или промёрзлая земля при минусовой температуре позволяют выдёргивать его из колеи без опасения завалиться набок, хотя и это происходит.

Компаунд у Chupacabra жёсткий и поэтому долговечный. После двух с половиной тысяч километров протектор выглядит как новый, следов износа почти нет. На удивление, проколов тоже не наблюдается, хотя антипрокольная защита отсутствует. 

Хорошо ли это? 

Жёсткость компаунда играет не на руку сцеплению. Лишь только когда кажется, что вот-вот начнётся дождик, управление велосипедом превращается в филигранное вышивание. В первый дождевой выезд после покупки я подскользнулся на асфальте в 90-градусном повороте на почти пешеходной скорости. При попытке выехать в дождь из Кирилловского гая на Олени Теліги заднее колесо бесполезно полировало вымощенный бетонными плитами склон. Поднимался пешком.

Болты на выносе заржавели после первого дождя.

Улавливаете, к чему было сравнение с американским масл-каром в первом абзаце?

Сцепления просто нет. Обильные снегопады превратили перемещение на Stache в натуральную борьбу за жизнь и поверьте на слово, что я не преувеличиваю. Заднее колесо прокручивается на месте, переднее всплывает на всём, что отдалённо похоже на снежную шапку и специфическая развесовка только усугубляет ситуацию. Если разгруженное переднее вваливается в слой рыхлого снега, сброшенного с колёсных арок грузовика, оно моментально срывается в занос. Stache легко управляется, но возвращать колесо на траекторию в плотном городском трафике — дело чрезвычайно опасное. Приходится всё время вставать на ноги и переносить вес вперёд.

Езда в лесу доставляет не меньше хлопот. Как правило, в окрестностях Киева дороги в лесу представляют из себя двухколейную полосу, прорытую колёсами лесовозов и внедорожников. Если ты не усердствуешь с ломовым усилием, равно как и с высоким каденсом, ты можешь с горем пополам двигаться и кое-как рулить. Но попадание в колею неизбежно и это двойная ловушка. Ты заключён в узком коридоре до выполаживания, вывести велосипед из колеи невозможно. Все попытки выпрыгнуть из коридора заканчиваются как минимум остановкой. Потеря инерции выливается в растягивание старта на минуты: заднее буксует, переднее зарывается в снег. При вставании на ноги переднее колесо скользит боком и ты не можешь тронуться с места.

Интересно, что в сугробах Stache не так тупит. Прорезать себе траекторию по глубокой шапке снега легче, чем ехать по прокатанной тропе.

В грязи отсутствие поддержки заставляет ездить боком. Протектор вроде бы и очищается, но это не даёт позитивного эффекта. Заехать в подъём по грязевой жиже на Chupacabra сложно.

Голосеевский лес в таком виде Чупакабре не по зубам.

Однажды в период обильного таяния снега я попробовал заехать в Примачуху в Голосеевском лесу. Чёрта с два! Кое-как я взял подол подъёма, но потеряв инерцию, покинул офис и как полный идиот соскользил вниз на своих двух. Совершить вторую попытку не было ни малейшего смысла.

Я не спорю, Chupacabra — это не Magic Mary и тем более не Dirty Dan. Она не должна держать, как вкопанная в размоченных талым снегом грунтах. Но позвольте спросить, нахрена такая покрышка нужна, если иной раз даже посуху в +20°C можно соскользнуть, траверсируя препятствие? Пардон за дебильное сравнение, но Chupacabra на Stache логична настолько, насколько логично снять с бульдозера гусеницы, обуть катки в Pirelli P Zero и выпустить это посмешище в карьер на тяжёлые работы.

Худшая покрышка, на которой я когда-либо ездил независимо от назначения и типа велосипеда. DIXI. Now, back to drawing board, mr. Stacy.

Fair play.

На самом деле 29+ — это замечательная идея. Благодаря большому колесу, ты получаешь острый угол въезда. Оно не знает препятствий и прёт, как бульдозер. Просто задай направление и байк вразвалку зашагает по целине, проберётся сквозь бурелом, кусты, брод, камни, корни и сделает это так легко, что ты от скуки начинаешь выбирать траектории, которые в здравом уме лучше объезжать стороной.

Идея 29+ на Stache омрачена неудачными покрышками и я не могу взять в толк, какого чёрта Trek просит за них сумасшедшие деньги. Следующими покрышками на этом велосипеде будут Duro Crux 29x3.25" и я надеюсь, что они изменят его к лучшему.

Крапива на этом фото жалит сильнее Чупакабры.

Гарцующий пони.

Уникальная геометрия Stache достойна отдельной статьи, одновременного пинка под зад и аплодисментов. Падкий на всё необычное Тэд Элсоп стремился сделать из велосипеда фурию и это у него получилось блестяще.

На Stache вес райдера смещён назад и едва не дотягивает до задней втулки — всё благодаря рекордно коротким перьям. Даже при достаточно короткой базе управляемость велосипеда стабильна благодаря длине поверхностного трейла в 104 мм. Чувствуешь, что перебрал со скоростью входа? Подними колесо и одновременно выдерни его вбок. Байк на одном заднем весело прошьёт любую шпильку и уже не важно, что мгновение назад не хватало усилия тормозов для замедления.

Приноровившись, можно начать крутить педали до выхода из апекса, что чертовски весело. При этом недогруженное переднее будет рыскать на любой поверхности от асфальта до осенней листвы и ты будешь ловить его либо смещением веса вбок, либо вперёд, вставая на ноги. Процесс настолько неэффективный, насколько весёлый. Stache встаёт на дыбы на передаче 30х42 при старте с нуля. Без рук.

И представь, что произойдёт, когда со всей своей 30,5-дюймовой мощью и пятном контакта шириной с гусеницу бульдозера ты попытаешься взобраться в торчок на этой короткобазной махине.

Тебя объедет мальчонка на беговеле.

Въезжать в торчки совсем непросто. Ты берёшь внушительный разгон пред подолом горки и метишь рулём траекторию. Stache резво влетает на стену, стремглав бросаясь на каждый метр пространства перед собою. Быстрый, как таракан и агрессивный, аки питбуль, он готов разорвать подъём на клочки и потребовать ещё добавки.

Кажется, что никакой градиент не может остановить его желчного рвения. Однако что-то идёт не так: подобная прыть играет с ним злую шутку. Ты теряешь инерцию и начинаешь вкручивать что есть сил, явственно ощущая, как неравномерно идёт нога, как резко она втыкается в мёртвую зону на шесть часов, вызывая подёргивание в каждой крайней фазе цикла. Stache чутко реагирует на каждое из них вертикальными колебаниями. Поначалу они незначительны.

Ты добавляешь газу, стараясь контролировать каджый штрих. Байк на короткое время простреливает вперёд и вверх, после чего с животным остервенением задирает переднее колесо, заставляя балансировать над пропастью. Ты резко привстаёшь на ноги, свешивая корпус над рулём. Вынос втыкается в грудь, колесо восстанавливает контакт с планетой Земля, но в таком положении рулить по чётко запланированной траектории уже невозможно. Под согнутыми локтями руль ёзрзает из стороны в сторону и любой микробугорок на твоём пути снова заставляет переднее колесо стартовать в стратосферу. Если на пути извилистая тропа, взобраться на неё в положении сидя решительно невозможно. Все торчки преодолеваются исключительно на ногах и даже в этом случае нет гарантии, что под передним колесом будет хоть немного сцепления.

Сцепление переднего колеса пало жертвой радикального укорачивания задних перьев, а острый угол наклона подседельной трубы (67.8° реальный, 73.5° эффективный) сдвигает посадку к задней оси. А ещё я приобрёл велосипед на размер меньше. XL'я не было. И хотя он мне подходит, манипуляции со смещением седла вперёд ограничены необходимостью установки долгого выноса, что на горном велосипеде сомнительное предприятие.

Rigors of every day abuse. Потери и минусы каждодневной эксплуатации.

Stache пережил суровую зиму и нещадный режим эксплуатации, что выявило несколько проблем.

1. Нижний подшипник рулевой начал хрустеть через 400 километров. Обилие песка, попадающего в рулевую с брызгами воды провоцирует треск, который уходит на короткое время после переборки прома. После двух сервисов подшипник все ещё иногда трещит. Скоро будет заменён. Сверху — 41 мм, снизу — 51,8 мм.

Передний щиток под гориллу вилки обязателен.

Как бы гламурно это ни выглядело, с переднего колеса в рулевую накидывает хорошо.

2. За один месяц на заднем колесе лопнуло 3 спицы. Все три случая объединяет то, что спицы обламывались под самый срез ниппеля при торможении. Спицы не выдерживают торсионной нагрузки. Причина — схема спицовки в два креста + вес райдера около 86,5 кг (а ведь велосипед расчитан на суммарный вес велосипеда, ездока и поклажи 126 кг).

После того, как механик Саша Бужинский пересобрал колесо в три креста, этот фонтан, наконец, заткнулся.

Заспицованное в 2 креста, колесо потеряло 3 спицы за 1 месяц.

3. Каретка press-fit с честью пережила 2500+ километров говен и снега с реактивами, ни разу не издала ни одного звука, однако потеряла лёгкость хода и вскрылось ещё кое-что. Посадочные места под подшипник на стальном валу системы RaceFace Aeffect обильно покрылись очагами ржавчины.

С этим уже ничего не поделаешь.

4. Резиновый отбойник на правом пере Midstay оторвался на второй день после покупки. Это смешно: тщедушная полосочка из мягкой резины толщиной в пол-миллиметра посажена на дрянной клей. Цепь громко звякает на расколбасах и это не может вылечить фрикцион Shadow+ на заднем переключателе.

Дело в том, что цепь под средней секцией пера проходит в сантиметре от него (±). Trek знал, что в этом месте цепь будет сильно бить (в одной точке) и предусмотрел наклейку из очень толстой износостойкой плёнки. Но наклеил её не на перегибе пера, где внутренняя его часть переходит в нижнюю — туда и бьёт цепь, а строго с внутренней стороны. Для красоты. Цепь пробила клеевую подкладку, от которой оторвался отбойник, сняла ЛКП и теперь эта наклейка начинает отслаиваться вместе с лакокрасочным покрытием по всей поверхности пера. Это пиздец.

Я очень не люблю колхозить всякие наклейки, отбойники, защитные намотки (если они не интегрированные), потому что они выглядят страшно, но перо Midstay без них не может. Защита пера обязательна.

Если бы перо было задрано так высоко, как на Salsa Woodsmoke, цепь не встречалась бы с ним никогда.

Hex Lock надёжен и защищён от дурака. Но чтобы научиться его фиксировать, нужно инженерное образование.

5. Вилка Manitou Machete 32. Человек, который придумал замок для оси, пожалуй, большой шутник. За пол-года я так и не научился вставлять его с первого раза. Это как суперпозиция USB 2.0: суёшь раз — не влазит, переворачиваешь. Суёшь два — не влазит, переворачиваешь. Суёшь три — влезло!

«Муха не сидела» — это точно не про ЛКП.

6. Лакокрасочное покрытие не любит, когда к нему прикасаются. Проводка тросов и гидролинии естественным образом царапает ЛКП.

Наклейки на раму обязательны.

7. Хотя сквозные оси (thru-axle) спереди и сзади обязаны освободить от подстройки калиперов после каждой установки колеса, калиперы приходится регулировать что спереди, что сзади.

8. У стоковой цепи KMC никелированы только внешние звенья. Цепь регулярно чистилась и не испытывала масляного голодания, однако внутренние звенья заржавели, не выдержав зимы.

«По кругу» цепи не катаю. Считаю, это дичь.

9. Тормоза BR-365 не тормозят. После покрышек — самое слабое место в комплектации модели Stache 5.

Планирую купить Formula Cura.

10. Седло Bontrager Evoke 1.5 жопа не оценила.

Fun is where it’s all at.

Радости и плюсы каждодневной эксплуатации.

1. У воздушно-масляной вилки Manitou Machete 32 всего две функции: регулировка отскока и локаут. Локаутом я никогда не пользуюсь и вообще не понимаю его назначения на горном велосипеде, но я сейчас не об этом. Вилка тупо базовая: никаких тонких настроек, хай-тека, но она работает и это здорово. Выставил сэг, нашёл «своё» рабочее давление — и забыл. Найти оптимальную настройку не составило труда: вдуваю 5,5-6 бар, отскок большую часть времени выставлен в скоростной режим. Бушинги прекрасно справляются с защитой от абразивных частиц, что позволяет не беспокоиться о частом сервисе. Вилка громко чвякает, но за неприхотливость я готов с этим мириться.

Два замечания: крутилка локаута вращается от дуновения ветерка (не преувеличиваю) и посредственно продуманная проводка гидролинии (трёт о гориллу и штаны). Поначалу не мог понять, какого чёрта вилка всё время находится в залоченном состоянии, а потом увидел, как от тряски крутилка самостоятельно переходит в режим "locked". Один оборот 2,5 мм ключа — и вопрос закрыт.

2. Задняя втулка от Formula (Trek не указывает производителя, но мы-то знаем!) под подшипник 6902 не вызывает нареканий. Хорошо защищена от говен, барабан работает тихо (обожаю тихие втулки). Передняя втулка под конуса и насыпные подшипники тоже отлично защищена от грязи, но когда придёт час менять конуса, это больно ударит по бюджету. Два конуса такого размера стоят как целая втулка на промах и продаются только в полутора магазинах по всему миру. Плюс доставка.

Если нужно выбрать всепролазный велосипед для пост-апокалипсиса, то вот он. Не забудь заменить покрышки на что-то более цепкое.

3. Рама комфортная, в меру жёсткая, в меру мягкая — как раз как надо. На стиральной доске посуху лучше из седла вставать, потому что хотя копчик и не страдает, неприятные ощущения всё равно есть. В большистве случаев огромные колёса прекрасно справляются с микропрофилем поверхности. Велосипед не замечает ни корней, ни камней. Там, где на обычном хардтейле я притормаживаю, на Stache валю на все деньги. Анстапабл!

4. Шатуны RaceFace Aeffect жёсткие и круто выглядят. Шлицы Cinch (direct mount) позволяют вращать звезду как вздумается, что очень хорошо для любителей овалов. Когда сотру стоковый ког, установлю овал на 32 зуба.

5. Stache в стоке продаётся c бескамерными ниппелями в комплекте и с намотанной на обода герметичной лентой. Вес одной камеры — около 400 грамм, поэтому экономия веса получается существенная.

6. Стоковый руль noname Bontrager очень удобный. Жаль, что узкий, 750 мм. Подъём — 5 мм, изгиб вверх — 4°, изгиб назад — 9°.

Я установил 785 мм Fatboy Bob, который с заглушками и грипсами получился по ширине чуть больше 800 мм, но ему явно не хватает бэксвипа. Его параметры: подъём — 15 мм, изгиб вверх — 5,5°, изгиб назад — 8°. По ширине идеально, однако кисти рук находятся не в очень комфортном положении и в марафон-режиме держать руки возле выноса некомфортно. Хочу такой стоковый noname Bontrager 785 мм (хнык). 

Много было сказано в негативном ключе. Так что же: фан или не фан?

Фан! Статья и впрямь получилась насыщенной негативными моментами, однако главные из них легко изменить кошельком — апгрейдом покрышек и тормозов, а также недостающим дроппером, который на этом велосипеде будет как нельзя кстати. Всего эти три пункта сделают из стокового Stache универсальный вездеход на все случаи жизни.

Специфическая геометрия дарит много удовольствия. Покрышки, которым неведомо сцепление, помогают повышать скилл и обостряют чутьё.

Я долго выбирал МТБ, на который мне будет не скучно пересесть с шоссейника. Процесс поиска растянулся на год и завершился случайно. Месяцами ходил мимо витрины и не замечал этот байк, а когда заметил, уже не думал ни о чём другом.

Жизнь слишком коротка, чтобы ездить на дрянных велосипедах. Stache всегда заставляет меня улыбаться.

Это самый весёлый велик, на каких я только ездил. Благодаря большим колёсам, я не ограничиваю себя в езде по грунтовым дорогам и синглтрэкам. Если в голову взбредает мысль переехать реку по дну, я не отказываю себе в удовольствии утопить Stache по втулки, наматывая водоросли на шатуны и кассету. Если на пути лежит сосна, спиленная лесниками или сломанная ударом молнии в основание ствола, я не спешиваюсь, а объезжаю её сквозь кусты напрямик, царапая лицо ветками под громкий хруст сосновых шишек под колёсами. Stache проезжает там, где человек не ходит пешком и при всех своих внедорожных навыках, он чертовски быстр на твёрдом грунте и асфальте. Только на песке у полноценного фэтбайка есть преимущество.

Да, философия 29+ не для каждого, но она является квинтэссенцией идеи горного велосипеда как такового. В мире, где классы расслаиваются на подклассы и появляется всё больше и больше узкоспециализированных направлений, таких себе "one trick pony", идея универсального велосипеда, который не нуждается ни в дорогах, ни в синглтреках, ни в направлениях — это веяние старой школы. Нечто, возвращающее во времена, когда был один велосипед для всего. Mountain bike.

В глянцевом чёрном цвете он красив. Пропорционален, подтянут, брутален. В его внешности уйма отсылок к американским масл-карам. Plymouth Cuda, Dodge Charger — не меньше. Автомобили тогда были брутальны и элегантны. Грубы, подтянуты. Быстры и бестолковы. Прожорливые и неуправляемые, они были антиподом понятия «эффективность». Pedal to the metal and fuck fuel economy! Его скульптурные перья и ажурная корона вилки Manitou отсылают к эстетике тачек из фильма «Угнать за 60 секунд». Того самого, снятого покойным Тоби Галицки, который жил и дышал бензином, а не гламурного римейка с Анджелиной Джоли в главной роли.

Unrelated note: знание иностранных языков ещё никому не принесло вреда.

Я считаю Stache одним из самых классных велосипедов современности. В смысле, правда так считаю, а не потому, что я его купил и хвалю своё болото.

И, кстати, я не зря сказал «одним из». Потому что 5 апреля миру явился ещё более проходимый трактор.

Full Stache.


Автор: Дмитрий Блудов

Похожие материалы

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0